понедельник, 10 декабря 2007 г.

Капоэйра


Все началось с малобюджетного фильма «Только сильные» с Марком Дакаскосом. Мирный учитель физкультуры продвигает среди своих подопечных новую модную фишку – капоэйра. Сначала строптивые американские тинейджеры встречают инициативу физрука в штыки, затем души не чают в нем и его спорте, который помогает им одолевать злостных бандитов-латинос. Сюжет до смешного банален, да и девок симпатичных в кадре нет, но как же красиво ребята друг друга мутузят! Я живо представил себя, эффектной вертушкой сбивающего с ног похотливого хулигана. «Руки прочь от моей Лизаньки! Fuck off, гаденыш!» - и контрольный пинок в голову. Бесконечное восхищение в глазах красотки, раскрасневшееся от пока не высказанной благодарности личико, поцелуй в награду, романтический ужин, шелковое постельное белье... В общем, шило крепко засело в задницу, и я решил узнать, что же это за единоборство.

История появления и развития капоэйраа оказалась очень интересной. В 1500 году Бразилия стала португальской колонией. В поисках бесплатной рабочей силы бессердечные конкистадоры целыми кораблями стали ввозить в «страну диких обезьян» невольников. Мириться со своей участью те не хотели, бежали при первой возможности. В 1660 году беглыми рабами была организована Пальмовая республика, несколько десятилетий отражавшая натиск португальской армии. Именно к середине XVII века относятся первые упоминания о боевом искусстве черных невольников. Совершенствуя мастерство, рабы рисковали быть замеченными владельцем и уличенными в подготовке бунта. Поэтому они маскировали свои занятия под танцы, пели песни, играли на самодельных инструментах. Довольный хорошим настроением работников, хозяин и не подозревал, что таится за частыми празднествами. (Спасибо тебе, дон Эдмундо, именно ты причина уникальности этого боевого искусства). После отмены рабства капоэйра становится национальным видом спорта в Бразилии, а в середине прошлого столетия появляются первые школы капоэйра. Сейчас афро-бразильский танец-единоборство – достояние и гордость бразильской нации, а по популярности тягаться с капоэйра может только футбол.

Ну вот я и приехал в Москву. Столица вздыбится, все дела. Сразу поняв, что в университете нужно жить, а не учиться, я подарил себе кучу свободного времени. И вот настал этот знаменательный день: нереально волнуясь, я иду по направлению к спортивному залу – сегодня мое первое свидание с капоэйра. Перебирая возможные ситуации, прикидываю набор доставшихся мне от кикбоксинга фишек – никто не посмеет сказать, что я полный чайник! Зажигательные бразильские ритмы, экзотический звук перкуссий, громкое дружное пение – волна возбуждения накрывает меня еще до входа. Вхожу... «А, новенький, милости просим! Становись на атабаки!» - первые слова тренера. Испуганно озираясь, ищу глазами какой-нибудь агрегат для ритуальных пыток. «Сюда!» - говорит отошедшая от похожего на тамтам инструмента девушка. «Ага! Проверка на лошизм, ню-ню,» - думаю, становясь в круг поющих и танцующих людей. Спасибо растаману Вале, который на досуге (досуг этот прерывается только насильственным выгуливанием бабулей на огород «картоху кучить») постукивал на «родном ямайском» тамтаме, и музыкальной школе – в ритм я попал быстро, да и технику исполнения, респект Валек, легко вспомнил. Освоившись и отдавшись своей жажде к импровизации, я с наслаждением наблюдал за умопомрачительными трюками участвующих в игре (а именно так сами спортсмены называют основное действо). То ли мое атабаки-соло – безумная смесь транса, брейкбита и регги - всех задолбало, то ли кто-то спел какую-то специальную команду, в вольном переводе с бразильского означающую «харррош дрыгаться, пойдем бамбук покурим», все остановились. Со мною по очереди знакомились все присутствующие и, в качестве мастер-класса, так атабачили, что Energizer-зайчик, увидев это, был бы вынужден уйти на пенсию по причине жуткой депрессивной меланхолии. Отсюда я вывел для себя правило капоэйриста номер 1: «Базовой физической подготовки для того, чтобы стать капоэйристом недостаточно. Ты должен обладать слухом, чувством ритма, задатками музыканта.

Занятия капоэйра выглядят следующим образом. Все участники роды (поединка) становятся в круг и, распевая песни, хлопая в ладоши и играя на инструментах, задают ритм, в котором двигаются два бойца в центре. Смена соперников происходит произвольно - нужно просто показать своим видом, что ты очень хочешь войти или выйти. Таким образом, действо может продолжаться несколько часов – все делается для собственного удовольствия. Капоэйристы не наносят ударов. Главная цель - перехитрить, переиграть соперника. Поэтому часто спортсмены роду называют игрой, а себя – игроками. В зависимости от ритма, существуют несколько видов капоэйра - ангола, бенгела и сальментогранжеангола (названия-то какие - песня!). Ангола – самый медленный вариант танца, противники находятся очень близко к земле, перемещаются, используя множество уклонов, обманных движений. Здесь главное – тактика. Бенгеле присущи признаки анголы и сальментогранжеанголы – самого динамичного и зрелищного вида капоэйра. Сальментогранжеангола изобилует ударами в прыжке, с разворота, всевозможными стойками на руках. Ценится красота, быстрота и амплитуда удара. Все это и обуславливает просто фантастическое зрелище. Кстати сказать, капоэйра – предок брейк-данса. Так что, овладев навыками этого единоборства, смело выходи на Манежную площадь, Урюпинский Бульвар, Зажопинское водохранилище, или где там еще у тебя брейкеры тусуются. Респект обеспечен. Тотальный.

Итак, я – часть коллектива заслуженных капоэйристов Отечества. Неполноценная такая, но быстро прогрессирующая (правда-правда) часть. Честно говоря, посмотрев, ЧТО умеют мои новые друзья, я в ужасе задался вопросом КАК?! Стойки на голове и руках, удары двумя ногами в прыжке, передние, задние и даже боковые(!) сальто,– все это, в зависимости от движений противника, складывается в комбинации и выполняется в задаваемом музыкальным сопровождением ритме с непринужденной улыбкой на лице! Попробовав освоить базовое движение «джинга», я сформулировал второе правило капоэйриста: «Каким бы крутым каратистом, тхэквандистом, кикбоксером, прыгуном с шестом ты не был, знай – все это тебе придется забыть. Техника капоэйра уникальна, но это ж, блин, главная фишка!» Так что все мои накопленные непосильным трудом умения задирать ноги в разные стороны так мне и не пригодились. Все дело в том, что большинство ударов ногами в капоэйра – маховые, выполняющиеся прямой ногой, а связано это вот с чем. Те самые рабы из Бразилии придумали специальное оружие – небольшие изогнутые лезвия, которые они зажимали между пальцев ног и полосовали ненавистного хозяина и его свиту. Оставляя длинные и глубокие порезы, эти ножи причиняли наибольший ущерб. А если представить с такими штуками между пальцев какого-нибудь Чака Норриса, максимум чего бы он добился – зияющая дырка в голове противника и... операция по пришиванию собственных пальцев. А все потому, что ты, заслуженный рейнджер Техаса, пренебрег маховой техникой. Приходи в зал – научат!

С моей первой тренировки прошло полгода. Пол, мать его, года! Я уже с полным правом называю себя капоэйристом, умею делать все основные движения, осваиваю удар ногой после заднего сальто. Вот только рода у меня хромает – ну не могу я предугадать, что сейчас сделает мой соперник! Так, ногами махаю на авось. И тут в один прекрасный день ко мне снизошло откровение. Все было как обычно, все играли, как хотели, весело и с азартом. Вдруг, в разгаре поединка, весь окружающий меня мир словно отдалился, остались я, мой соперник и МУЗЫКА. Ритмы свободолюбивого народа ввергли меня в состояние, похожее на транс, я полностью отождествил себя с теми отчаянными храбрецами, которые ради мига свободы готовы были отдать свою жизнь. Мои движения как бы и не мной контролировались, но, о чудо, я стал действовать на порядок осмысленнее. Тогда-то я в полной мере ощутил философию капоэйра, ее дух. Свобода. Свобода мысли, свобода тела. Всеобъемлющая СВОБОДА. После этого представить себя без этого спорта (хотя какой, блин, спорт, образ жизни скорее) я уже не могу. Знаешь почему? Все мелочи, вся гребаная бытовуха, ежеминутные проблемы – ты становишься выше этого. Принимая правила окружающего тебя мира, каждую секунду ты осознаешь, что обладаешь бесценным сокровищем, оно помогает и ведет тебя по жизни. Поэтому предупреждаю, если ты – карьерист, мечтаешь о стабильности, капоэйра не для тебя. Ходи в фитнесс-залы, скачивай целлюлит с засиженного благодаря восьмичасовому пятидневному рабству зада. А я вот виндсерфинг хочу освоить, на мир посмотреть, и деньги мне нужны, чтобы тратить их так, как захочу Я, а не стереотипы. Ну, да тебе неинтересно…За дело!Впрочем, о чем это я? Ты же Хули-читатель! Я вижу огонек в твоих глазах, хулиган, вижу слюну, стекающую изо рта при мысли об освоении новой супермазовой темы. Стоп-стоп-стоп, не торопись! Прежде чем ты ринешься покорять палнозадый бразыльский дэвушка, послушай советы бывалого. Гадом буду, пригодятся. Итак, чтобы заняться капоэйра, тебе нужно следующее: около тридцати бацуриков. Именно столько стоит месяц занятий. Причем тренировки проходят 4-5 раз в неделю. Вечером. Дни посещения по твоему желанию. Чууз ер дестини, как говорится, никакого высокомерия. Все твои бабосы, крутая тачка, мобила здесь не котируются. Ведь они не помогут тебе делать так, как мы.

Встретят тебя радушно, как своего, несмотря на твою корявость. Сами такими были, что уж тут, поэтому общайся, спрашивай, любопытствуй, и никаких «Стесняюсь...»!

Тренировочная форма. Белые свободные штаны, футболка, мягкая обувь. Впрочем, обувью можно пренебречь. А главный понт – форма цветов бразильского флага. Но до нее еще дорасти надо. Святыня!

Физическая подготовка. Можно и без нее, конечно, но, блин, все очень затянется. Уж телом-то владеть как-то нужно. Капоэйра требует от тебя предельной координации. И одаривает тебя ею.

Вот и все. Беги. А потным немощным бабушкам я все же поведаю конец своей истории. Лизанька уже не катит – у меня таких как она штук двадцать уже было. Самочувствие – превосходное, фигура – замечательная, и огонек такой в глазах таинственный, будто знаю че. Вот на это и клюют цыпочки-то, а если кульбит какой исполнить – падают в приступе множественных оргазмов. И знаешь, Ильинишна, живется легко-легко так, фривольно, блин. Шоу всякие с друзьями устраиваем, на природу покувыркаться выезжаем, музыку вот думаю модернизировать, чтобы друзья прибились…красота! Так что может ну его, радикулит этот, пойдем? А?
Источник Хулиган