воскресенье, 9 декабря 2007 г.

Что такое Бразилия? // Страна очередей на земле радости


Николай Добронравин

Если попытаться определить, в каком штате или городе Бразилии доброжелательнее всего относятся к иностранцам, на первое место будут претендовать многие - например, жители штата Баия. С местным слоганом "Баия - земля радости", вне всякого сомнения, согласятся большинство европейских и американских туристов.
Чтобы англичане увидели

Иностранец ощущает бразильское гостеприимство сразу после прибытия самолета (есть и другие способы попасть в страну из-за рубежа, но туристы ими обычно не пользуются). Международные бразильские аэропорты слегка напоминают метро советского периода. В них есть всё, что может понадобиться пассажиру, - от экспресс-массажа до солидного ювелирного магазина и картинной галереи.

Покинув самолет, утомленный дорогой турист чувствует себя вполне комфортно. Достаточно сказать, что около очереди на иммиграционный контроль всегда находятся улыбающиеся сотрудники аэропорта (настоящие, а не жулики, как в некоторых других странах), которые предлагают иностранцам помощь в заполнении иммиграционных карт.

Даже более скромные аэропорты во внутренней части страны могут выглядеть приличнее, чем, например, "Пулково-2". Внешний блеск, впрочем, имеет и оборотную сторону. После серии катастроф правительственные комиссии обнаружили, что аэропорты успешно развиваются как дворцы и бизнес-центры, но на поддержание в порядке базовой инфраструктуры, начиная с взлетно-посадочной полосы, средств почему-то не хватает.

В бразильских аэропортах из обычных неудобств, не связанных с чрезвычайными ситуациями или забастовками авиадиспетчеров, можно вспомнить чехарду с номерами выходов. Если в посадочном талоне указан, например, "выход 5", то на табло может появиться "выход 10". На самом же деле посадка производится через какой-нибудь третий выход. Таким образом, пассажиру имеет смысл прислушиваться к объявлениям. Эта задача, впрочем, вполне посильная - по крайней мере, в международных аэропортах португальский текст объявлений обычно дублируется по-английски.

На большинстве внутренних рейсов самолеты летают с промежуточными посадками. Расстояние между аэропортами бывает относительно небольшим, иногда вместо самолета на таком отрезке могут предложить автобус (например, между городами Сан-Паулу и Кампинас).

Еще несколько лет назад большинство бразильцев добиралось из одного штата в другой не самолетом, а автобусом. Качество дорог в Бразилии зависит от региона и статуса. На юге страны дороги, как правило, намного лучше, чем в более бедных штатах северо-запада. В Амазонии приличных магистралей почти нет. Как говорят сами бразильцы, "дороги из ниоткуда в никуда", построенные во времена военного режима, во многих местах есть только на картах, а в действительности по ним практически невозможно проехать. Федеральные трассы, по которым ходят тяжелые фуры, обычно выглядят хуже, чем дороги, находящиеся в собственности штатов или под контролем фирм-арендаторов (они обычно становятся платными).

В последние годы уровень жизни в Бразилии быстро рос, и в результате летать стали представители даже тех слоев, которые прежде не могли и мечтать о роли авиапассажира. В результате сервис теперь попроще, и стали более частыми задержки рейсов.

Под угрозой закрытия оказалось и такое непривычное для европейцев явление, как авиамост Сан-Паулу - Рио-де-Жанейро, соединяющий относительно небольшие аэропорты, расположенные в центрах двух крупнейших городов Бразилии. Самолеты курсируют по авиамосту чаще, чем автобусы на "социальных" маршрутах в Петербурге. Это очень удобно, но в последнее время, как говорят бразильцы, возможны сбои в расписании. Справедливости ради надо отметить, что сам я с такими сбоями не сталкивался.

В целом состояние бразильских аэропортов прекрасно соответствует традиции, которая близка и российскому менталитету ("потемкинские деревни"). Еще в девятнадцатом веке сами бразильцы в таких случаях использовали формулу: "Чтобы англичане увидели", то есть "для иностранцев".
Где аргентинец - там скандал

Нельзя не сказать, что гостеприимство бразильцев, так часто радующее североамериканцев и европейцев, не распространяется на тех, кто прибывает из соседних государств Латинской Америки. Особенно пренебрежительно относятся к приезжим из Парагвая и Боливии; об этих странах бразильцы говорят, с трудом скрывая презрение ("бедные страны, одни индейцы").

Как мне показалось, к нелегальным иммигрантам из "испанской" Америки относятся в Бразилии примерно так же, как у нас к гастарбайтерам из Таджикистана и других стран "ближнего зарубежья". К гостям из "белых" стран Латинской Америки (Аргентина, Уругвай, Чили) отношение ненамного лучше.
Например, аргентинцы составляют большинство иностранных туристов, приезжающих в Бразилию, но отзываются о них плохо ("где аргентинец - там скандал"). Возможно, скрытые или явные антиаргентинские настроения связаны с давней конкуренцией между двумя крупнейшими странами Южной Америки и еще, безусловно, с вечным соперничеством на футбольном поле.

Европейский или североамериканский турист, приезжающий в Бразилию на одну-две недели, редко замечает, что "низкопоклонство перед Севером" удивительным образом сочетается у многих бразильцев с ксенофобией. С одной стороны, Париж и Майами воспринимаются как мировые столицы: в Париж стремятся бразильские интеллектуалы, в Майами - представители преступного мира и все те, кого обвиняют в коррупции.
С другой стороны, бразильцы часто говорят и пишут о "грингус" как о преступниках, которые нелегально скупают и вывозят диких животных и минеральные богатства страны, развращают бразильских детей или просто скрываются от европейского и североамериканского правосудия. По мнению представителей бразильского среднего класса, состоятельные иностранцы скупают недвижимость и землю, в результате чего местные жители лишаются возможности купить "по разумной цене" квартиру с видом на Атлантический океан.
Твой номер 84-й

Как говорил один мой знакомый, "в Бразилии хорошо жить только иностранцам". Бразильцы, несмотря на всю их любовь к родине, в общении между собой обычно не разделяют восторг гостей. Реальная жизнь трудна, а бюрократизм процветает в Бразилии не хуже, чем во многих других странах, включая Россию. Такой бразильской действительности туристы обычно не видят.

Бразилия - страна очередей. Звучит, может быть, непривычно, но достаточно немного пожить в стране, чтобы убедиться в справедливости такого определения. Без утомительной многочасовой очереди не обходится при походе к нотариусу, в банк, за местным вариантом ИНН или билетом на футбольный матч, к врачу в государственной системе здравоохранения или за паспортом перед поездкой за рубеж. Мне самому приходилось получать в подобных очередях и 84-й, и даже 530-й номера.
Как функционирует бразильская очередь? Официально - получаете номер и ждете. На самом деле местами в очереди торгуют. Кроме того, широко распространены разные варианты обходных маневров, известные как "жейту". Некоторые из таких способов достаточно просты. Например, при записи по телефону движение в очереди заметно ускоряется (но так бывает далеко не всегда). Нередко используется помощь знакомых или родственников, и тогда самая длинная очередь может быть преодолена с максимально возможной скоростью.

Платить за подобное "ускорение" мне не приходилось. Как говорили мои бразильские знакомые, обычно речь идет не о явной коррупции, а о бесплатной демонстрации любезности (особенно по отношению к иностранцам) или о взаимовыгодных отношениях по схеме "ты - мне, я - тебе".
Кроме очередей, бразильцев регулярно "достает" организованная и неорганизованная преступность. Понятно, что грабят не только местных жителей, но и иностранных гостей. Одна моя знакомая, приехавшая учиться в Бразилию из США, жаловалась, что за несколько месяцев ее успели ограбить четыре раза.

Обычный турист с такими проблемами сталкивается не столь часто. Его покой охраняют не только гиды, но и специальная туристическая полиция, хорошо обученная, вежливая и владеющая иностранными языками.
Чтобы защититься от грабителей, банки и дома в более благополучных кварталах превращаются в настоящие крепости, но и это не всегда помогает. Еще хуже обстоит дело в фавелах (бедных городских кварталах), где чужакам не следует появляться. Некоторые фавелы уже много лет находятся под контролем криминальных группировок, ведущих открытую войну с полицией. Мирное население страдает и от бандитов, и от полицейских.

Вероятно, самой скверной репутацией пользуется в наши дни Рио-де-Жанейро, бывшая столица Бразилии и хрустальная мечта бессмертного Остапа Бендера. В этом городе из-за специфики его местоположения (фавелы на довольно высоких холмах и более благополучные кварталы у океана) стало обычным такое явление, как случайное убийство шальной пулей во время перестрелки между гангстерами и силами правопорядка
Источник : Дело