вторник, 4 декабря 2007 г.

Русская иммиграция в Бразилии


Согласно данным, приведенным Ф.Басто в исследовании «Синтез истории иммиграции в Бразилии», с 1836г. по 1968г. в Бразилию прибыло 119 тыс. русских. В эту категорию попадали все лица, прибывавшие из царской России и СССР.

Первая волна русской эмиграции в Бразилию относится ко II пол. XIXв.-началу XXв. В тот период переселенцы из России отправлялись в Бразилию по эконом. мотивам. В основном это были безземельные крестьяне, батраки, уезжавшие в Юж. Америку в поисках лучшей доли. В Бразилии они занимались земледелием. Ими было основано поселение Кампина дас Миссоэс, в шт.Рио Гранде ду Сул, получившее в 1963г. статус города. В наст.вр. 20% населения муниципального округа Кампина дас Миссоэс – потомки выходцев из России,

По данным браз. ин-та географии и статистики в шт.Рио Гранде ду Сул до 1912г. легально въехали 19,5 тыс. выходцев из России.

Вторая волна русской эмиграции в Бразилию приходится на годы после Октябрьской революции 1917г. и гражд. войны. Большинство русских эмигрантов, оставшихся в Бразилии на постоянное жительство, имело высшее или среднее профобразование, что позволило им попасть в благополучную прослойку браз. общества, устроиться на работу в качестве инженеров, предпринимателей, ученых, преподавателей и т.д. Многие из них обосновались в городе и шт.Сан-Пауло.

Третья эмиграционная волна пришлась на послевоенный период (1947-49гг.), когда из находившихся под германской оккупацией европейских стран в Бразилию устремились десятки тысяч русских беженцев из числа перемещенных лиц (старая русская эмиграция, осевшая в Европе; бывшие военнопленные и угнанные на принудительные работы в Германию советские люди; граждане, ушедшие из СССР с отступавшей германской армией по полит. мотивам и т.д.).

В 1952-53гг. в Бразилию прибыло несколько тысяч русских эмигрантов из Маньчжурии (Китай). В основном это были потомки белой эмиграции, вынужденные покинуть Китай после прихода к власти компартии. Обосновались они в основном в Сан-Пауло. В этот период отмечается переселение в шт.Рио Гранде ду Сул и Мату Гросу староверов (несколько сотен человек), выехавших в 20 гг. по религиозным мотивам из России в Маньчжурию.

В 90гг. в Бразилию стали приезжать для работы на контрактной основе рос. специалисты (ученые, преподаватели). Примерно 100-120 специалистов нашли работу в ун-тах и НИИ шт.Сан-Пауло, Рио Гранде ду Сул, Парана. Некоторые из них находятся в Бразилии уже по 5-7 лет, обзавелись постоянными визами, а иногда и браз. гражданством. В генконсульство они обращаются лишь в случаях острой необходимости, когда испытывают потребность в замене паспортов или оформлении других документов. С русской иммиграцией, как правило, рос. специалисты связей не поддерживают.

По оценкам русских обществ. организаций, в шт.Сан-Пауло и Рио Гранде ду Сул проживает 20-25 тыс. потомков выходцев из России. Однако очень немногие из них (2-3 тыс.) в той или иной форме сохраняют связь с культурой и традициями своих предков. Как правило, они имеют браз. гражданство и считают себя коренными бразильцами. Для многих выходцев из России единственной нитью, связывающей их с родиной предков, остается православная религия.

Основными центрами притяжения рос. иммигрантов в шт.Сан-Пауло и Рио Гранде ду Сул являются православные церкви. Из 4 действующих в Сан-Пауло церквей 3 принадлежат русской зарубежной православной церкви (глава – митрополит Вост.-Американский Виталий, резиденция в г.Нью-Йорке). Большим авторитетом среди верующих пользуется настоятель Свято-Троицкого храма в р-не Вила Алпина протоиерей Григорий Петренко. Его мнение является во многом определяющим для актива русской общины. Приходом Свято-Троицкого храма стал выпускаться информ. бюллетень (на португальском языке) – «Вила Алпина Ортодокса».

Несколько особняком стоит православная церковь, настоятель которой иеромонах Иоанн Стойссер. Вокруг его церкви объединяются в основном русские, приехавшие в Бразилию из Китая. В 50-60 гг. при церкви существовала школа-интернат для русских детей. В отличии от священников зарубежной православной церкви, уклоняющихся от контактов с представителями Московского Патриархата и усматривающих в них своих идейных оппонентов и соперников, И.Стойссер поддерживает тесные деловые контакты с архиепископом Русской православной церкви в Аргентине и Юж. Америке Платоном (резиденция в г.Буэнос-Айресе) и ее представителем в Бразилии протоиереем Анатолием Топалой. В нояб. 1996г. в этой церкви проводил службу Митрополит Смоленский, глава комитета внешних связей РПЦ Кирилл. На средства И.Стойссера ежеквартально на русском языке издается бюллетень «Друзьям и знакомым» (редактор – В.Селин). Вышло 213 номеров. С 1998г. «ДИЗ» выпускается в электронной версии в Интернете.

Русская православная церковь (Московский Патриархат) имеет приходы в шт.Рио Гранде ду Сул в местах первых русских поселений Санта-Роза и Кампина дас Миссоэс. В 1995г. приходской совет храма Св. Сергия Радонежского обратился к Московскому Патриарху с просьбой взять этот приход под свое покровительство (ранее она относилась к зарубежной православной церкви). Предложение было принято и с мая 1995г. приход храма в г.Порту-Алегре стал принадлежать Московскому Патриархату. Настоятелем прихода был назначен протоиерей Анатолий Топала (командирован из Москвы). До этого А.Топала служил в православных церквях г.г.Санта-Роза и Кампина дас Миссоэс.

Большой интерес в русской колонии вызвал выпуск в окт. 1999г. первой в Бразилии книги об истории русской иммиграции – «Русская иммиграция в Рио Гранде ду Сул. Долгий путь надежды» (автор – Ж.Заболотский).

Полезную работу по оказанию материальной помощи престарелым выходцам из России проводят «Филантропическое общество Сан-Пауло» и браз.-славянское культурное общество. Их председателем является рос. гражданин И.Шнее. Филантропическое общество (СФП) содержит дом для престарелых русских, в котором проживает 30 чел. Фин. помощь старческому дому оказывает зажиточная часть русской колонии (М.Лара, А.Шуберт, И.Шнее и др.). СФП издает информ. бюллетень «Радуга» (на португальском языке).

В прошлое ушли те времена, когда у русских в Сан-Пауло был свой клуб, ресторан, строились церкви, ставшие центрами сплочения выходцев из России. Потомки тех, кто прибыл в Бразилию в 1930-50гг. утрачивают связь с русским языком и культурой, считая себя больше бразильцами, чем русскими (все они, как правило, браз. граждане).